Партисипативный перформанс-шествие — это действие, где все участники, актёры и горожане становятся соавторами происходящего, создавая ткань перформанса здесь и сейчас. Мы пройдём через пять эпох, через пять ступеней развития театра: Античность, Дель арте, Театр представления, Театр переживания, Театр авангарда. Финалом знакомства с каждой эпохой становится совместный театральный акт, созданный аудиторией горожан и актёрами с использованием реквизита, элементов костюма и кукол.
Партисипативный перформанс-шествие, в котором все участники — актёры и горожане — становятся авторами происходящего, создавая ткань перформанса в настоящем моменте. Мы пройдём через пять эпох, через пять ступеней развития театра: Античность, Дель Арте, Театр Представления, Театр Переживания и Театр Авангарда. Финалом знакомства с каждой эпохой становится совместный театральный акт, созданный горожанами и актёрами с использованием реквизита, элементов костюма и кукол.
Описание уличного перформанса «Про театр» «Про театр» — это интерактивный перформанс, в котором стирается грань между зрителем и актёром, а публика становится соавтором действия. Участники отправятся в путешествие сквозь эпохи и виды театра: от Античности до Авангарда. Они откроют для себя театр как территорию живого опыта, где палитра эмоций простирается от безудержного хохота до тихих слёз, от оглушительного шума до звенящей тишины, от игры до ритуала. Каждая театральная эпоха — уникальный способ коммуникации, видения мира и поиска своего места в нём:
Античность — человек перед Богом/богами/миром.
Дель Арте — человек перед человеком.
Театр Представления — Бог/бог (и)/мир перед человеком.
Театр Переживания — человек перед собой.
Театр Авангарда — Бог/бог (и)/мир перед богом/богами/миром.
В перформансе представлен театр как способ жизни, а жизнь — как игру. Начиная с античного ритуала посвящения, мы пройдём через театр масок дель арте, драматургию Шекспира, систему Станиславского и эксперименты авангарда, чтобы завершить всё праздником жизни, где исчезают границы между сценой и зрительным залом, театром и реальностью. Где жизнь — это творчество, а творческая энергия — главный ресурс и сила.
Технические характеристики перформанса ● Длительность: от 40 минут до 1,5 часов. В течение дня возможно проведение нескольких перформансов. ● Состав труппы: от 8 до 15 актёров. ● Формат: перформанс может играться как в формате шествия, так и в стационарном режиме. ● Площадки: проект подходит для уличных пространств (без шатра), для закрытых помещений или нескольких шатров. ● Место в программе: перформанс может быть самостоятельной частью программы или частью фестиваля.
Карнавальное шествие Является финальной точкой и кульминацией уличного перформанса «Про театр». С помощью объектов, кукол, реквизита и масок создаётся творческий акт, в котором отражены исследования творческого существования человека через призму театра.
Технические характеристики шествия ● Может быть точкой завершения перформанса или самостоятельным действом — ярким событием вашего фестиваля. ● Количество активных участников — до 100 человек, количество вовлечённых зрителей — до 1000 человек. ● Визуальное наполнение: большие куклы, маски, объекты, элементы костюма, шумовые музыкальные инструменты.
Лаборатория Возможна организация лаборатории для адаптации и создания уличного перформанса «Про театр» под ваш фестиваль или площадку — с актёрами или жителями вашего города. ● Длительность: не менее трёх полных дней по 4−8 часов. ● Количество участников: до 40 человек.
Описание лаборатории Публичный лабораторный процесс, в рамках которого происходит погружение в мир театра. Наставники предлагают инструменты взаимодействия и исследования творческого поля для познания мира через театр.
Публичный семинар: Живой диалог о театральных эпохах — от Античности до Авангарда. Семинар нацелен на выявление сегодняшнего понимания и чувствования театральных вех прошлого. Каким мы видим театр Шекспира? Что для нас театр Дель Арте? В чём суть Театра Переживания? Семинар включает подготовку домашнего задания для участников лаборатории. Открытый формат привлекает к дискуссии горожан.
Публичные мастерские: Участники познакомятся с технологиями работы с картоном и созданием средств сценической выразительности (маски, плащи, мечи). Эти элементы отражают различные театральные течения и подчеркивают процесс художественного поиска. Мастерская имеет прикладной характер: все созданные элементы будут использованы в финальном перформансе.
Публичное исследование театра: «История театра» — экспериментальное погружение в театральные направления: Театр Античности, Театр Авангарда, Театр Дель Арте, Театр Шекспира, Театр Переживания. Выявление сути через физический актёрский тренинг. Нахождение актуальности театрального течения в сегодняшнем дне.
Перформанс: Лабораторный процесс направлен на создание полноценного перформанса. Ежедневное наблюдение театральной природы и её осмысление всеми участниками даёт возможность возникновению уникального театрального действия «Про театр», которое состоится в заключительный день.
Является финальной точкой и кульминацией уличного перформанса «Про театр». С помощью объектов, кукол, реквизита и масок создаётся творческий акт, в котором отражены исследования творческого существования человека через призму театра.
Карнавальное шествие
Является финальной точкой и кульминацией уличного перформанса «Про театр». С помощью объектов, кукол, реквизита и масок создаётся творческий акт, в котором отражены исследования творческого существования человека через призму театра.
Технические характеристики шествия ● Может быть точкой завершения перформанса или самостоятельным действом — ярким событием вашего фестиваля. ● Количество активных участников — до 100 человек, количество вовлечённых зрителей — до 1000 человек. ● Визуальное наполнение: большие куклы, маски, объекты, элементы костюма, шумовые музыкальные инструменты.
Назад
ЛАБОРАТОРИЯ
Возможна организация лаборатории для адаптации и создания уличного перформанса «Про театр» под ваш фестиваль или площадку — с актёрами или жителями вашего города.
Лаборатория
Возможна организация лаборатории для адаптации и создания уличного перформанса «Про театр» под ваш фестиваль или площадку — с актёрами или жителями вашего города.
● Длительность: не менее трёх полных дней по 4−8 часов. ● Количество участников: до 40 человек.
Описание лаборатории Публичный лабораторный процесс, в рамках которого происходит погружение в мир театра. Наставники предлагают инструменты взаимодействия и исследования творческого поля для познания мира через театр.
Публичные семинар: Живой диалог о театральных эпохах — от Античности до Авангарда. Семинар нацелен на выявление сегодняшнего понимания и чувствования театральных вех прошлого. Каким мы видим театр Шекспира? Что для нас театр Дель Арте? В чём суть Театра Переживания? Семинар включает подготовку домашнего задания для участников лаборатории. Открытый формат привлекает к дискуссии горожан.
Публичные мастерские: Участники познакомятся с технологиями работы с картоном и созданием средств сценической выразительности (маски, плащи, мечи). Эти элементы отражают различные театральные течения и подчеркивают процесс художественного поиска. Мастерская имеет прикладной характер: все созданные элементы будут использованы в финальном перформансе.
Публичное исследование театра: «История театра» — экспериментальное погружение в театральные направления: Театр Античности, Театр Авангарда, Театр Дель Арте, Театр Шекспира, Театр Переживания. Выявление сути через физический актёрский тренинг. Нахождение актуальности театрального течения в сегодняшнем дне.
Перформанс: Лабораторный процесс направлен на создание полноценного перформанса. Ежедневное наблюдение театральной природы и её осмысление всеми участниками даёт возможность возникновению уникального театрального действия «Про театр», которое состоится в заключительный день.
Это было замечательное приключение, которое меня саму трансформировало по пути погружения в театр — от зрителя и прохожего до актора и погружающего. Открыло просто новый мир, уличный театр для меня такой. Не знаю, как вы, «Картония»…
Валерия Ремизова
Вся лаборатория, весь этот процесс был для меня суперживым. Мне очень нравилось следить за тем, как меняется моё отношение к этой всей истории, к людям внутри неё. Первые два дня…
Александра Полякова
Первый день. Нельзя опоздать. Говорят, что за этим будут строго следить: за опоздание штраф — в общий банк на вкусняшки. Я хронический опоздун, но я стараюсь не потому, что боюсь штрафа, а потому что не хочу испортить первое впечатление. Кажется...
ОТЗЫВЫ
Ксения
Этот перформанс — отличное лекарство для тех, кто словил творческий кризис, кто погряз в бытовухе и ощущает себя на дне. Им будет полезно войти в эту колею импровизации, вдохновиться, победить скованность.
Анна
Я сама специалист по античной культуре, и для меня такое погружение было просто великолепно. Ещё я обожаю авангард… Такое ощущение, что это событие специально для меня. А ещё я для себя по-новому раскрыла маму: я поняла, что у неё огромный актёрский талант, неиссякаемая энергия. А маме — 76!
Мама Анны, 76 лет
Я чувствую себя помолодевшей. У меня прибавилась сила жизни, мне захотелось жить веселее! Я поняла, зачем нужны были древние мистерии: чтобы что-то пережить, получить новый опыт. Именно это со мной сегодня и произошло.
Анна
Я почувствовала на себе движение авангарда — «красным клином бей белых». На себе ощущаешь, насколько это было важно и в то же время опасно… Вот этот сигнал надвигающейся революции… Ты пропускаешь историю через себя. Спасибо вам огромное!
Альбина
Вообще, я выходила из парка, хотела уехать, а тут такие классные ребята с картонными куклами. Меня пригласили на театральный перформанс, и вот — я пошла, побегала, окунулась в другую атмосферу, где мне было максимально классно! Это было очень круто, я советую всем! Такое сейчас хорошее ощущение!
Дарья
Когда начался античный театр, меня это так сильно захватило… Это даже как будто не театр, а маленькая жизнь. Вся история на одном дыхании прошла. Я влюбилась во всех, кто проводил перформанс, и кто шёл с нами в шествии. Спасибо вам большое!
Сергей
Мы все как будто слились в одну энергию. Сначала было немного неловко, а потом мы все — артисты, зрители, прохожие — на протяжении всего представления стали одним большим потоком энергии и движемся куда-то, в какой-то мир.
Ксения
Чувствую себя более смелой и творчески заряженной. Ты как сосуд впитываешь творческую энергию.
Оксана
Я потеряла свой старый голос и обрела новый.
Ирина
Теперь меньше страха быть настоящим.
Дарья
Это невероятная, радостная буря…
Рина Дефье
Это было замечательное приключение, которое меня саму трансформировало по пути погружения в театр — от зрителя и прохожего до актора и погружающего. Открыло просто новый мир, уличный театр для меня такой. Не знаю, как вы, «Картония», существуете между лабораториями и другими проявлениями, но то, что было в эти шесть дней, — это было невероятно. Делать перформанс и шествие — и для того, чтобы их делать, наращивать нужные для этого знания и умения в полевых бульварных условиях — оказалось очень действенно. Куда более действенно, чем наращивать эти знания и умения для абстрактного саморазвития или каких-то терапевтических целей. Разница колоссальная, и учиться во время того, как ты уже делаешь, работало отлично. Все полученные знания и умения складывались в навык, который мы тогда же и использовали, преследуя очень конкретные задачи. Все активности и мастер-классы были настоящими, значимыми и погружающими; на каждом из них чувствовалось, как серьёзно ведущий подходит к своей задаче, с каким чувством и толком. Спасибо огромное, я действительно многому научилась у вас, попутно и побочно преодолев страх выступлений, который у меня был. Потому что цель была, и она была значима, поэтому на её пути всё наносное как-то отметалось незаметно. Чувствовать себя частью общего дела, стараться не отставать от профессионально-театральных ребят и впитывать ваше мастерство было опьяняюще.
Назад
Валерия Ремизова
Вся лаборатория, весь этот процесс был для меня суперживым. Мне очень нравилось следить за тем, как меняется моё отношение к этой всей истории, к людям внутри неё. Первые два дня я осторожничала: всё слушала, делала, но аккуратненько, потому что ещё присматривалась ко всему и ко всем. Не могла понять, насколько я хочу и могу доверять этой затее. И в этот третий день я поняла, что всё: лёд незаметно для меня растаял, и появилась вера в эту затею. Безумно приятно было, когда люди понимали, что у нас происходит. И не просто в теоретическом смысле, а именно через «игру», которую мы предлагали. Я прямо в этот момент чувствовала, что какая-то высшая цель… Максимальное количество удовольствия я получала, когда что-то удавалось. Максимально много неудовольствия — когда не удавалось, но!! Это было так круто, что, допустим, тебе что-то не удалось, и тебе сразу же даётся обратная связь: как это исправить — и она работает! Ты прислушиваешься, делаешь по-другому — и просто как по волшебству: оп, и ты супер-классный молодец. А ещё мне кажется, у меня немного прошёл этот страх ошибиться. Странно: вроде везде говорят, что ошибаться — это круто, пробуйте, не бойтесь, но почему-то до меня именно здесь это начало доходить в практическом смысле, а не только в теоретическом.
Назад
Александра Полякова
Первый день. Нельзя опоздать. Говорят, что за этим будут строго следить: за опоздание штраф — в общий банк на вкусняшки. Я хронический опоздун, но я стараюсь не потому, что боюсь штрафа, а потому что не хочу испортить первое впечатление. Кажется, первое правило уже работает. Знакомство. Представляются кураторы. У каждого должность, которая чуть ли не важнее имени: министр, директор, секретарь... Все говорят загадками, ведут себя необычно — уже интересно. Кураторы, они же режиссёры, они же Директор Константинович и Министр Ни То Ни Сё, — яркие, экспрессивные, много шутят, кричат, нарочито оценивают, дурачатся и при этом легко выдают исторические факты вперемешку с основами актёрского мастерства и режиссуры, приправленные капелькой философии. Мысль: «Они играют или по жизни такие? А какая разница!» Окей, предположим, мне нравится. Ведите меня.
Распределение по группам. «А давайте будем сидеть и ничего не делать и как-то распределимся», — говорит Директор Константинович. И правда, всё понятно без слов — распределяемся, и я именно в той группе, в которую хотела. Да, уже с первого дня лаборатории с тобой начинает что-то происходить. Тебе приходится играть по чужим, непривычным правилам: твоё имя и время прихода наклеены маляркой на груди, вещи — в картонной коробке, на обед — 5 минут, в туалет — по расписанию... Дико? — Нет, нормально, и даже комфортно, понимаешь ты. Вот ведь как: оказывается, жёсткая дисциплина не мешает, а наоборот, помогает творческому процессу.
На второй–третий день ты замечаешь, что спокойно валяешься на мокрой траве, бегаешь босиком, не боишься испачкать вещи или испортить причёску. Ты постепенно уходишь от оценочных суждений окружающих: не оцениваешь сам, не думаешь о том, что оценивают тебя. Просто делаешь. Делаешь, чувствуешь, получаешь удовольствие — и кое-что про себя понимаешь. «Ошибка — это подарок!»
К четвёртому–пятому дню ты понимаешь, как это сложно, в том числе физически, но уже не можешь остановиться. «Танцевать — так танцевать! Идём, веселее, ноги выше... Давайте с нами!» — кричишь ты в шествии на весь бульвар, а режиссёр говорит: «Что-то вы сдохли». Смиряешься: видимо, и правда недостаточно — кричишь активнее. А ещё как-то в вечернем перформансе ты ловишь порыв, искру, энергию, толкающую тебя на яркое действие. Внезапная мысль, или даже не мысль — что-то выдёргивает тебя в центр «площади Сан-Марко» или сцены театра «Глобус», и вот ты уже творишь несусветное, чего сама от себя не ожидаешь. Такой кайф! И самое важное — ты ловишь контакт. Контакт с совершенно незнакомым тебе человеком: ты смотришь ему в глаза и видишь в них целый мир. И вот вы уже намного ближе друг другу, чем кажется. У вас так много общего: примерно одни и те же желания, одна и та же боль — а ведь вы не сказали друг другу ни слова. Волшебство.
Шестой день, финальный. Лёгкое ощущение победы: всё уже сделано, осталось только сыграть; а ещё — чувство ответственности и дикое нежелание заканчивать и отпускать всё происходящее. Лаборанты — уже далеко не посторонние люди, а единомышленники, настоящая сплочённая банда, где каждый готов поддержать другого. Кураторы нам стали как отцы или старшие братья. Ты доверяешь им на 100%, чувствуешь сильное плечо и ловишь каждое слово. «Давайте соберёмся, обсудим...» — говорит Директор Константинович, и вся группа, как стайка рыбок гуппи, за пару секунд облепляет его со всех сторон, внимает. Скоро всё закончится — или наоборот, всё только начнётся. Два перформанса, финальное шествие — и вот ты кричишь в небо вместе со всеми, выплёскивая всё, что накопилось в эти дни! Восторг, эйфория, усталость, азарт! Не хватило. Всем спасибо, вы молодцы.
Вам спасибо! Спасибо за возможность, за исследование, за преодоление. Спасибо за выход за границы себя и возвращение к себе настоящей. Спасибо за путешествие. ПУТЬиШЕСТВИЕ.
Спасибо, Картония!
Назад
ВИДЕО
Карнавальное шествие
Театральный бульвар 2025
Отзывы зрителей
Зрители они же соучастники перформанса, «Театр — ритуал присутствия» поделились размышлениями о внутренней трансформации, которая происходит с человеком в момент столкновения с театром.
художественный руководитель, режиссер, продюсер, перформер
Россия, Москва
Художественный руководитель Государственного театра Картонии и творческой мастерской РДШ, руководитель Международного проекта «Картония», организатор Российского Союза Уличных Театров и Артистов, режиссер, продюсер, перформер
режиссёр театра, перформанса и кино, куратор и педагог
Россия, Москва
Получил актёрское образование в МСИ им. Г. Р. Державина и режиссёрское — в Мастерской Бориса Юхананова (МИР-5). Имеет обширный опыт в сфере театра и перформанса: был главным куратором магистратуры НИУ ВШЭ, является сооснователем фестивального движения «Ні, Өнер» в Алматы, фестиваля «Тарусские истории» в Тарусе, руководителем таких проектов, как эко-арт-проект «Мусорги» и поэтическое сообщество «Жабо между эгоистами». В число его режиссёрских работ входят спектакли «Шочимики. Цветочная смерть», «Икра трески» и «Посторонний» в Электротеатре «Станиславский», а также «Оборотни Байконура» и Decameronkz в Казахстане. Режиссёр фильма «Справедливая утопия мёртвых». Создатель P2P-театра, участник и режиссёр проекта «Картония».
режиссёр театра, актер театра и кино, музыкант, основатель творческого объединения «Вквадрате»
Россия, Москва
Окончил Алтайскую академию культуры и искусств в г. Барнауле в 2014 г. Четыре года проработал артистом в Алтайском театре драмы им. В. М. Шукшина, два года — в Красноярском ТЮЗе. Участник Мастерской индивидуальной режиссуры Б. Ю. Юхананова и проекта «МИР РИМ» при Электротеатре Станиславский. На базе творческого объединения «Вквадрате» поставил несколько проектов, среди которых опера «Транзит» в Электротеатре Станиславский и мультимедийная инсталляция «Я в домике» на театральной площадке «MOÑ» (г. Казань). С 2025 г. — куратор, режиссёр и перформер проекта «Картония». Создатель творческого пространства «Территория Вквадрате».
Окончила ГИТИС, служила в театре, обучалась на режиссёра и искусствоведа. В последнее время занимается разными направлениями: снимала ролик для ГУМ-катка, поставила спектакль по Достоевскому, работала продюсером на фестивалях.
В разное время была актрисой театров (Enfant Terrible, Ульяновский драматический театр, Молодёжный театр, театр «Апельсин»). В настоящий момент — актриса театра «Сказкин дом», «Сказка за сказкой» и Государственного уличного театра «Картония». Участник различных фестивалей как solo-перформер, так и в составе театральных проектов. Участник проекта «Маршрут старухи». Участник проекта «Воздушные замки» Славы Полунина.
Главный Архитектор Картонии. Сочиняет симфонии из бумаги и картона. Главный архитектор берет в руки плоский лист и превращает его во что угодно: во дворец или корабль, или известное лицо, или невиданное чудище. В основе волшебства лежит жесткая технология оригами, которую придумал и разработал сам Игорь Лев. По словам Главного Архитектора, ключевой принцип этой технологии гласит: «И ты так можешь!». Каждый, кто захочет, может освоить норигами и сочинять собственные композиции!
Пушкинское министерство Картонии (Пушкинские горы 2023)
режиссер, руководитель театральной лаборатории «ЧТО», педагог, мастер курса в «МТК имени Л.А.Филатова»
Россия, Москва
Член Академии праздничной культуры и Союза театральных деятелей РФ. 2007–2011 гг. — работа в Comedy Club Production: корреспондент, редактор ТВ-шоу «Comedy Club», «Убойная лига», «Убойной ночи», «Смех без правил», «Танцы без правил». Режиссёр и организатор праздничных и корпоративных мероприятий для компаний Amway, Johnson & Johnson, Discovery Channel, ВТБ Капитал, Росатом, МГТС и др. Режиссёр концертных программ ко Дню города и Дню Победы, фестиваля «Путешествие в Рождество» (г. Москва).
основатель и художественный руководитель уличного театра "СоЛу", режиссер-постановщик, актриса, перформер
Россия, Санкт-Петербург
Основатель и художественный руководитель уличного театра "СоЛу", г. Санкт-Петербург. Режиссёр-постановщик театра. Режиссер праздничных мероприятий, фестивалей. Действующая актриса и перформер.
Образование: Российский Институт Сценических Искусств 2002-2007 – Специальность «Художник-постановщик» 2012-2017 – Специальность «Режиссура эстрады»
Специальные навыки:
Живопись
Скульптура
Изготовление театральных и выставочных кукол из дерева и папье-маше
Изготовление масок
Хождение на ходулях
Режиссура Карнавального шествия Организация уличного праздника, фестиваля Технология материального оформления спектакля
Владение иностранным языком: английский - свободно.
Преподаватель по творчеству в монтессори-школе. Сотрудничает с музеями Москвы, персонаж мастерской "Картония", неоднократный участник и организатор детских фестивалей.
Начиная с 2020 года делает кадры для Картонии. Создет для любимой страны качественные кадры при помощи своей фотокамеры. На базе Киностудии Картонии снимает художественные и образовательные фильмы. Член Союза Фотохудожников России. Имеет дипломы и награды ряда престижных российских фотоконкурсов. В свободное от проектов Картонии время занимается документальной и коммерческой фотосъемкой.